Что такое манга?

Разное

История манги
Как и у любого вида искусства, у манги есть своя история, однако единого мнения о том, как и когда появилась первая манга, нет. Доктор Шарон Кинселла, преподающая в Манчестерском университете, например, считает, что своим происхождением манга обязана американским комиксам, попавшим в Японию после оккупации 1945 -1952 годов. С таким мнением нельзя не согласиться, хотя бы отчасти, ведь после стольких лет изоляции японцы жадно впитывали все новое. Повлияли на современную мангу и американские кинофильмы, телевидение и – в том числе – мультипликация студии «Дисней». Но что же сами японцы? Неужели за все годы, проведенные в изоляции от Запада, в стране восходящего солнца не появилось своих «причудливых картинок»?

Разрушенный Токио. Источник: www.shutterstock.com

Согласно Марку МакУильямсу, первый японский комикс появился еще в XII веке. Его автор – буддийский монах Тоба Сёдзо, нарисовавший четыре свитка, называемых тёдзюгига – «веселые картинки из жизни животных». Что же примечательного в этих рисунках? Каждый свиток рассказывает историю, читать которую нужно справа-налево (как мангу). Самый большой свиток — целых 11 метров в длину — показывает быт японцев XII века, изображенных в виде животных. Свитки – национальное достояние Японии и хранятся в музеях Токио и Киото. Позже, в середине XVII века, обрели популярность два новых направления в искусстве – оцу-э и укиё-э. Оцу-э – народное творчество, картинки, чаще всего изображающие простенькие сатирические сюжеты, снабженные поясняющими подписями. Укиё-э – всем известные гравюры, на которых можно было увидеть чудовищ, борцов сумо или прекрасных гейш. Со временем подобными картинками начали оформлять рассказы, называя их «эхон» – «книга картинок». Уже совсем скоро – в 1798 году – впервые появился термин «манга».
Манга сегодня
Все течет, все меняется. Как бы глубоко корни манги ни уходили в японскую традицию, все же современную форму этот вид искусства обрел только в 50-х годах XX века. Прогресс в экономике и печатном деле дал художникам возможность создать что-то новое, позволил им рассказать всей стране восхитительные истории. Каждое необычное произведение, выходившее в то время, создавало новый жанр, становилось прорывом.

Пока специальный комитет по цензуре в комиксах, известный как Comics Code Authority, десятки лет тормозил развитие комиксов в США, превращая их в развлечение исключительно для детей, в Японии манга расцветала и чувствовала себя вполне свободно. Сейчас это – целая индустрия, ставшая символом Японии наравне с самураями, сакурой и аниме. На ее родине мангу читают все, от мала до велика. Такой спрос породил огромное разнообразие жанров; в манге вы можете найти все что угодно – от гигантских боевых роботов и пиратов до волшебниц и девочек-кошек. Спорт, комедия, драма, романтика, боевые искусства, ужасы, научная фантастика, детективы и фэнтези – лишь часть жанров, представленных в манге.

Акихабара – квартал в Токио, который считается одной из крупнейших торговых зон для фанатов аниме. Источник: www.shutterstock.com

В чем же главное отличие манги от западных комиксов?
Первое, что бросается в глаза, — цветовая палитра. Практически вся манга чёрно-белая, и даже с современными полиграфическими возможностями традиция не нарушается. Так уж вышло, что расцвет манги пришелся на послевоенные годы, когда экономика страны только вставала с колен и мало кто мог позволить себе каждую неделю покупать цветные журналы на хорошей бумаге. Но согласитесь, есть в этих черно-белых рисунках свое очарование.

Второе очевидное отличие – читать мангу, как и любую японскую литературу, нужно справа налево. Поэтому, открыв томик, не удивляйтесь, если обнаружите фразу «Продолжение следует…». Однако все это лишь внешние отличия!

Более важно, что манга – исключительно личное произведение, над которым трудится один автор, «мангака». Сюжет, раскадровка, эскизы, обводка тушью, полутона, фоны, звуки и текст – все создает один человек. В противовес – западные комиксы, где в угоду аппетитам индустрии производство комикса становится результатом работы целой команды профессионалов. Популярные мангаки, чья манга набрала темп и должна выходить каждую неделю, тоже нанимают помощников, однако на их долю достаются самые незначительные задачи.

Порой работа над манга-сериалом превращается в дело всей жизни. Так, во всем мире известны хиты Dragon Ball Акиры Ториямы, Naruto Масаси Кисимото, One Piece Эйитиро Оды и многие-многие другие сериалы, над которыми годами трудился бессменный автор. Довольно редко в западных комиксах можно встретить такое же развитие персонажей, как в манге, потому что авторы часто сменяют друг друга, а серия дробится на разрозненные части. Конечно, бывают исключения, но они теряются в общей массе. В манге смена автора немыслима! Длинные манга-сериалы, создаваемые годами, — это возможность не ограничивать фантазию и рассказать историю персонажей от начала до конца.

Однако не всегда знаком качества является автор-одиночка. Когда за дело берется слаженная команда из сценариста и художника, каждая их работа может стать хитом. За примером далеко ходить не надо – гениальный дуэт Цугуми Ооба и Такэси Обата прославился благодаря манге Death Note и «Бакуман».

Детективный триллер Death Note повествует о юноше, в руки которого попал артефакт из мира мертвых, позволяющий росчерком пера вершить людские судьбы. Благородная цель по искоренению преступности заведет главного героя на скользкую дорожку, столкнет с чудаковатым и гениальным детективом и приведет к драматической развязке. Только в Японии эта манга была издана тиражом в 30 млн экземпляров, по ней вышел популярнейший аниме-сериал, компьютерные игры, несколько фильмов с живыми актерами и даже… мюзикл!
https://adres.kr.ua/zhanr-ranobe-chto-iz-sebya-predstavlyaet.html

Оцените статью
Добавить комментарий