Если россиянин — то резидент. Политолог Георгий Бовт — о поправках в Налоговый кодекс

Экономика

Минфин выступил с инициативой внесения поправок в Налоговый кодекс. Они относятся к тем россиянам, которые уехали из страны, но продолжают работать на российские компании удаленно.

Если россиянин - то резидент. Политолог Георгий Бовт - о поправках в Налоговый кодекс

Предлагается, начиная с 2024 года, ввести единую ставку 13-15% (15% платят с доходов, превышающих 5 млн рублей) как для налоговых резидентов России, так и для нерезидентов, то есть тех, кто провел в стране меньше 183 дней за период 12 месяцев подряд.

Сейчас налоговый нерезидент должен платить 30% налогов с доходов, полученных в России. Однако правило это не учитывает ряд особенностей современной экономики. Таких, как высокая мобильность рабочей силы, прежде всего, высококвалифицированной, и распространение удаленной работы. В связи с чем появилась масса нюансов. К примеру, если работник имеет трудовой договор, где прописано, что он работает на российскую компанию, в том числе из-за границы (для уже достаточно многих профессий местоположение сотрудника не имеет значения), то он вообще не должен платить НДФЛ, становясь нерезидентом, — ФНС рассматривает такие доходы как полученные не в России. Однако, по сути, человек работает ведь на российскую компанию и, стало быть, на российский ВВП. Поэтому нынешнее предложение Минфина применять единую ставку логично.

Есть еще ряд нюансов. Статус индивидуального предпринимателя или самозанятого, скажем, вообще формально не привязаны к налоговому резидентству после получения такого статуса. Такие работники не считаются плательщиками НДФЛ. Если бы речь пошла о массовом применении 30-процентного налога ко всем так называемым «релокантам», это могло спровоцировать настоящую «чехарду» по части трудовых контрактов: с сотрудниками стали бы перезаключать договоры как с самозанятыми или ИП, к примеру. В Думе, правда, звучали радикальные предложения и на этот случай — ввести 30-процентную ставку и для ИП-релокантов. Однако наш недавний исторический опыт показывает, что россияне очень изобретательны в обходе правил, которые им особенно не нравятся. Так что были бы найдены множество лазеек по обходу «запретительных» (для нашей страны, где к таким налогам на сравнительно небольшие доходы просто не привыкли) 30%. Все же помнят «зарплаты в конвертах». К тому же железное правило любой налоговой системы, а российской особенно гласит: всякое резкое повышение налогов приводит к ухудшению их собираемости и сужению налогооблагаемой базы.

Еще одна проблема, связанная с «множественностью ставок налогообложения» для сотрудников-резидентов и нерезидентов, это сложность администрирования. В прошлом году во многих компаниях уже возникла неразбериха. Многие просто продолжали отчислять 13 или 15% хотя бы по той простой причине, что бухгалтерам технически подчас сложно отслеживать местонахождение сотрудника, который работает удаленно. Были разъяснения Минфина, согласно которым нерезидент, работающий на российскую компанию, становясь нерезидентом, может при определенных условиях не платить НДФЛ. Но представьте себе конкретного бухгалтера: «Как это вообще ничего не отчислять?» с сотрудника. С введением единой ставки администрирование налогообложения резко упрощается. А опыт опять же нашей страны говорит, что всякое упрощение процесса сбора налогов приводит к улучшению их собираемости.

Минфин долго шел к нынешнему предложению. Причины колебаний понятны, они носят политический характер. В Думе, да и не только там часто звучат заявления, характеризующие так называемых «релокантов» как чуть ли не предателей Родины, которых надо «к ногтю». Хотя чаще всего отъезд связан с определенным страхом перед сложившейся ситуацией и желанием «просто пересидеть». Тогда как настоящие «кандидаты в предатели» не работают на российские компании, и им что 15%, что 30% — все равно.

Оцените статью
Добавить комментарий