Поверхность, отделанная натуральным деревом, тоже может нуждаться в покраске. Зачем это нужно и как делается -мы постараемся разобраться. Итак, тема нашей сегодняшней статьи — как покрасить вагонку.
После взгляда на фотографию покраска вагонки перестает казаться странной идеей, верно?
Зачем это нужно?
В самом деле, зачем нужно красить древесину с ее прекрасной фактурной поверхностью?
Сценария два:
- Вагонка красится защитным лаком (зачастую колерованным) именно для того, чтобы сохранить ее внешний вид максимально долгое время. Лак приостанавливает процесс ферментации древесины при контакте с атмосферным кислородом. В результате внешний слой остается светлым не год-два, а десятилетия.
- Если древесина уже потемнела, краска сделает довольно непривлекательную поверхность пусть не столь естественной, но хотя бы выглядящей пристойно.
Совет: темнеет только тонкий наружный слой древесины. В большинстве случаев достаточно обработать поверхность потемневшей вагонки шлифмашинкой и покрасить колерованным в темный цвет (чтобы скрыть огрехи шлифовки) лаком.
Выбор материала
Начнем с одного из камней преткновения в спорах о покраске дерева: нужна ли грунтовка?
Ответ можно дать вполне однозначный: она не необходима. На пористой поверхности дерева любая краска или лак прекрасно держатся без грунта. Грунтовка лишь сократит расход лакокрасочного материала при нанесении первого слоя.
Что с выбором собственно лакокрасочного материала?
Лаки
Вдумчивое чтение тематических форумов принесет нам целый ворох рекомендаций, основанных на личном опыте.
- Олифа. Традиционное покрытие будет недорогим и эффективным способом защиты дерева. Олифить вагонку нужна как минимум на два раза, с полным высыханием каждого слоя. Увы — во время сушки придется держать окна открытыми. Олифа пахнет, и довольно сильно.
Два слоя олифы могут защитить вагонку и от потемнения, и от влажности
- Яхтенный лак — не самый дешевый, но очень долговечный вариант.
- Бесцветные водорастворимые лаки на акрилатной основе не только защитят дерево от потемнения, но и не будут раздражать вас резкими запахами в процессе высыхания. Типичный представитель — матовый лак Панели-Ясся от Тиккурила.
- Полиуретановый лак особо прочен и дает возможность надежно защитить поверхность вагонки от загрязнений и износа там, где ее часто задевают. Основной недостаток — стоимость.
Краски
Тут все зависит от ваших целей.
- Алкидные эмали (ПФ-115 и аналоги) дадут плотное глянцевое покрытие.
- Водоэмульсионные краски на акриловой основе сделают поверхность матовой. При этом два тонких слоя жидкой краски позволят сохранить текстуру древесины: неровности, сучки и слои в досках будут достаточно хорошо видны.
Тонкий слой полупрозрачной краски, нанесенный на новую вагонку, только подчеркнет красоту текстуры дерева
Окраска
- Очищаем поверхность вагонки. Пыль и грязь можно смыть любым моющим средством. Неплохой идеей будет осветлить и обезжирить древесину.
Совет: щелочные моющие средства могут выполнить все перечисленные функции сразу.
Вооружившись губкой и емкостью Белизны, вы через короткое время получите чистую обезжиренную поверхность, максимально осветленную содержащимся в жидкости хлором.
- Шлифуем поверхность. Подойдет обычная пемза; еще лучше вооружиться шлифмашинкой с парой видов наждака — крупного и мелкого.
- Антисептическая грунтовка станет следующим этапом. Она наносится валиком или краскопультом; в первом случае в углублениях и неровностях придется браться за кисть.
- Прозрачные лаки и краски наносятся одинаково — как минимум двумя тонкими слоями. При этом последний слой наносится вдоль волокон древесины, чтобы не были видны полосы. Красить лучше кистью, поскольку валик не прокрасит пазы и щели между досками.
Лучший инструмент — обычная кисть
Заключение
Напоследок — еще один совет. Оптимально красить и лакировать вагонку в отсутствие прямых солнечных лучей, при умеренной температуре и постоянной влажности. Тогда покрытие будет наиболее прочным и долговечным. Успехов в ремонте!