Облицовка помещений деревянной вагонкой в настоящее время конкурирует с обоями, шпатлёвкой и керамической плиткой. Но, тем не менее, для жилой комнаты это ещё не чистовая отделка и нужно дополнительное покрытие, например, краска для вагонки Тиккурила (Tikkurila) на акриловой основе или аналогичное изделие.
Ниже мы рассмотрим некоторые моменты по выбору и использованию лакокрасочных покрытий для дерева.
Лакокрасочные материалы и производство работ
Выбор краски
- Если вы считаете, что какая-либо краска для евровагонки может быть панацеей, то это ошибка, ведь каждый лакокрасочный материал обладает определёнными свойствами, следовательно – хорош по-своему. Дело в том, что вам может понадобиться либо паропроницаемая, либо водоотталкивающая краска, поэтому, в зависимости от обстоятельств, вы и будете выбирать то, что вам наиболее подходит для данной ситуации.
- Для определения свойств той или иной краски на каждой упаковке есть инструкция, в которой подробно описаны её технические особенности и места возможного применения. Например, для внутренних работ вам, скорее всего, подойдёт акриловая краска или лак на водной основе – дерево будет дышать. А вот для наружных работ, или помещений с повышенной влажностью, типа ванны или кухни, можно использовать масляные или нитро краски.
- Выбор цвета краски для вагонки будет зависеть от ваших личных предпочтений и интерьера помещения. На сегодняшний день промышленность способна воспроизводить лакокрасочные материалы в соотношении со всей таблицей RAL.
Совет. Некоторые почему-то считают, что перед покраской дерево нужно проолифить, но это глубокое заблуждение.
Олифа используется лишь в тех случаях, когда будет осуществляться покрытие масляной краской и после такой обработки никакая другая краска уже не подходит!
Для нитрокрасок существует грунтовка ГФ, а для акриловых покрытий можно использовать различные антисептики.
Вообще, окраски поверхностей красителями на водной основе достигают нужной консистенции насыщенности лишь после двух-трёх слоёв.
Как красить деревянную вагонку
- Одним из самых важных моментов при покраске любых поверхностей является приведение краски в равномерное состояние. Что это означает? Это значит, что любую краску перед употреблением нужно либо тщательно взбалтывать, либо тщательно перемешивать, чтобы добиться одинаковой консистенции.
- Использование водоэмульсионных красок позволяет наносить их на поверхность без предварительной обработки, как на фото вверху. Но такая покраска вагонки требует, как минимум двух слоёв, а в некоторых случаях и трёх. Большее количество слоёв наносить не рекомендуется, потому что не будет видна структура дерева, что придаёт вагонке особый шарм.
- Использовать для покраски вагонки шерстяной или поролоновый валик не имеет смысла, потому что для него недоступны места замковых соединений и после этого поверхность всё равно придётся обрабатывать щёткой. Высохшая водоэмульсионка не боится воды и превосходно моется влажной губкой или салфеткой.
- Несколько отличается от обычной покраски покраска деревянных изделий масловоском. Для того чтобы покрасить вагонку таким продуктом, нужно за один раз покрывать не более 1м2-2м2 и дать возможность просохнуть в течение 8-10 минут. За это время масло, находящееся в составе впитывается в дерево в должной мере и вам остаётся стереть излишки воска.
- Для вытирания излишков воска нужен материал, не имеющий ворса и, как нельзя лучше, для этого подходит вафельное полотенце. Только ни в коем случае не затягивайте с вытиранием поверхности, потому что по истечении 10 минут воск затвердевает и удалить его будет крайне сложно. В результате вы потеряете тот цвет, который был задуман изначально.
- Через сутки после покраски дерева, для придания более респектабельного вида вагонке, её следует вскрыть таким же масловоском, только прозрачным. Вся процедура идентична вышеописанной – через 8-10 минут следует протереть поверхность. По истечении 24 часов окрашенная вагонка готова к эксплуатации (хотя цена на масловоск выше, чем на обычную краску и лак, зато эффект превосходит все ожидания).
- Ещё один испытанный способ покраски деревянной вагонки – это морилка и лак. В этом случае есть два варианта, либо сначала покрывают морилкой, а потом бесцветным лаком, либо просто одним лаком, но в этом случае можно использовать не только бесцветный (больше о процессе покраски деревянной вагонки вы узнаете из видео ролика).
- Для того чтобы достигнуть нужной контрастности цвета при покрытии морилкой, нужно покрасить отдельный кусочек дерева и подождать до полного высыхания. Это может занять до одного часа – через этот промежуток времени вы точно определите, какого цвета будет исходный продукт. Вскрывать вагонку лаком после покрытия морилкой нужно лишь через сутки, чтобы влага полностью испарилась.
- Если вы вскрываете бесцветным лаком вагонку не из хвойных сортов дерева, то вам следует учитывать, что оно через несколько лет примет тёмный оттенок. Это создаёт своеобразный шарм – патину, чего не происходит с хвойными породами, так как они не темнеют очень долго.
Заключение
Отделка помещений внутри и снаружи деревом потребует дополнительной обработки (см. чем покрасить вагонку внутри дома) и это, безусловно, будет отделка лакокрасочными материалами.
Наиболее распространённая краска для вагонки на водной основе может прослужить в течение нескольких лет, но на неё без всяких проблем накладывается следующий слой. При этом если поверхность не повреждена, то для этого даже не требуется подготовительной обработки, кроме обычного вытирания от жира и пыли.