Серьезного роста цен на АЗС к лету не прогнозируется

Экономика

Цены на АЗС растут с середины марта. По данным Росстата, литр бензина подорожал за это время на 36 коп., дизельное топливо (ДТ) — на 41 коп., но темпы роста постепенно ускоряются. Впереди сезон высокого спроса на бензин, связанный с периодом отпусков, а с августа очередной виток роста потребления ДТ для сельскохозяйственных работ.

Серьезного роста цен на АЗС к лету не прогнозируется

Динамика цен на топливо в рознице кажется странной на фоне происходящего в опте. На бирже цены с марта понизились — на 15-20%. Более того, если в марте после внеплановых остановок на ремонт некоторых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из-за атак БПЛА произошло некоторое снижение производства топлива, то с начала апреля оно опять стало расти. А запасы топлива стабильно находятся на уровне выше среднего.

По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, цены на АЗС реагируют на оптовые цены на бирже с лагом по времени. Сначала распродают нефтепродукты из прежней партии поставок. Поэтому текущий рост цен на них может быть также реакцией на увеличение оптовых цен в конце марта после атак на российские НПЗ.

Еще одной важной причиной роста цен на топливо на АЗС может быть увеличение внутреннего спроса на него на фоне начала сельскохозяйственного сезона и посевных работ.

Понятно, что крупные сети АЗС имеют запасы бензина и ДТ, которые они могут распродавать по старым ценам, но таких нет у небольших сетей и независимых заправок. Именно с последних должно было начаться подорожание. При этом, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), первыми цены стали расти именно на АЗС крупных нефтяных компаний. По крайней мере, в столице. Кроме того, рост цен на АЗС начался с отставанием на 2 недели от скачка котировок на бирже, и это можно считать «отложенным эффектом». А вот вниз за биржевыми котировками цены на АЗС не последовали.

Как отметил в разговоре с «РГ» заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, в России, с одной стороны, рост цен на АЗС ограничен инфляцией, а с другой — неизбежен в ее рамках. Топливный рынок регулируется, чтобы не допускать резких скачков цен. В других условиях колебания могут быть очень большими. Например, в США цена на бензин вырастала за короткий срок почти в два раза.

Чернов отмечает, что в начале мая в России обычно стартует туристический сезон, из-за чего спрос на топливо возрастает, и АЗС могут поднимать на него цены. Но за ними тщательно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), чтобы не допустить повышения цен выше среднегодовых темпов инфляции в стране. Эксперт считает, что розничная стоимость топлива в России будет расти в рамках среднегодовых темпов инфляции в стране.

Вероятность движения цен на АЗС вверх есть, поскольку растут затраты на оборудование и персонал, дорожает нефть, растут тарифы, поясняет Гусев. Они могут догнать или не догнать среднюю инфляцию по стране за год, все будет зависеть от ситуации на рынке, но точно не должны превысить его, считает эксперт.

Причин для резкого подорожания бензина нет, хотя сезонный рост цен продолжится как минимум до осени

При этом среднегодовая инфляция — весьма спорный показатель. Относительно него (2,33% к 22 апреля) с начала года темпы подорожания бензинов отстают почти в 2 раза, а ДТ — в 4 раза. Но, по тому же Росстату, если смотреть с конца 2022 года, бензин марки АИ-92 и ДТ обгоняют инфляцию, а марки АИ-95, АИ-98 и выше отстают, хотя разрыв сокращается. Причем обогнали цены на АЗС среднюю инфляцию в 2023 году, но после стоимость бензина премиальных марок опустилась чуть ниже среднего уровня инфляции, а марка АИ-92 и ДТ остались выше.

По мнению аналитиков группы «Деловой Профиль», можно предположить, что сезонный рост цен бензина и дизельного топлива продолжится как минимум до начала осени. Но причин для резкого подорожания нет. В случае возникновения даже намека на кризис, правительство может принять экстренные меры и ужесточит контроль за потоками нефти и топлива. Уже сейчас от нефтяников требуют предоставить планы по отгрузкам на май. ФАС будет разбираться с диспаритетом, когда цены мелкого опта превышают цены на АЗС. Государственное регулирование нефтяного рынка усиливается и сможет защитить автовладельцев от резких всплесков цен.

Оцените статью
Добавить комментарий